Математика

Колесникова София Ильинична
Старший преподаватель кафедры высшей математики Московского физико-технического института (МФТИ), специалист Федеральной заочной физико-технической школы (ФЗФТШ) при МФТИ. Окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), имеет большой опыт работы со старшеклассниками, автор пособий «Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ» и «Решение сложных задач ЕГЭ».
 

Производная. Предфрактал. Фрактал.

 
«Трудно поверить, какую огромную экономию мысли
может осуществить одно хорошо подобранное слово,
и это слово становится творцом».
Анри Пуанкаре
 
«Сегодня в разряд общеобразовательных уверенно можно отнести такие понятия, как бифуркация, фрактал, хаос… С этими понятиями работают и физики, и социологи, и философы. И школьный курс математики обязан знакомить молодёжь с этими понятиями хотя бы в описательно-наглядном виде. Познакомить учащихся с фракталами стоит ещё и для того, чтобы продемонстрировать им непредсказуемые особенности диалектики развития науки. А понимание процесса научного познания мира – одна их важнейших характеристик образованного и культурного человека. А какое эстетическое удовольствие может получить от решения квадратных уравнений тот, кто к математике «глух»?.. Фракталы же непосредственно, компьютерной реализацией формул, порождают действительно красочные, оригинальные полотна, не уступающие абстрактной живописи», – Н. Розов («Математика», №8, 2005, доклад «Проблема размещения новых понятий и объектов в школьном курсе математики» (в общеобразовательной школе и специализированных школах не физико-математического профиля) на «Марафоне-2005»). Видимо, статья заинтересовала некоторых учителей и их учеников. Нас статья тоже заинтересовала, захотелось познакомить учащихся с этими «объектами» подробнее, а также постараться понять, действительно ли эти новые понятия как-то помогут полюбить математику тем, кто к ней «глух». Но осуществить это желание оказалось совсем не просто. Впечатления математиков, физиков и информатиков от этих очень «модных» ныне фракталов и представление о них как о математическом «объекте» оказались различными. Поэтому в этом номере мы помещаем несколько статей на эту тему. В настоящей статье мы хотим очень кратко и «поверхностно» по знакомить читателей с «новым» объектом математики – фракталом. Продвинуться дальше вместе со школьниками, на взгляд автора, невозможно: нужны  пециальные знания, существенно выходящие за рамки школьной программы. Познакомить школьников с красивыми картинками, конечно, можно, но вот вопрос: поймут ли они, при чём здесь
математика?


Продолжение...

Наш Адрес

Адрес редакции:
115184, г. Москва, Климентовский пер., 1/18.

Почтовый адрес:
129085, г. Москва, проезд Ольминского, д.6, стр. 1.

Телефон: (495) 951-41-67

Контакты: editor@edu-potential.ru

Администрация

Шеф-редактор:
Четин Герман Александрович

Ответственный секретарь:
Кудасова Светлана Алексеевна
Телефон: 8 (985) 199-14-92

 

 

Log in